Карта сайта
m
Узбекистанское общество неразрушающего контроля

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

20 2019

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНТВОВАНИЯ

Е.А. Азизова, Б.Х. Маджидов

Неразрушающий контроль (НК) является важнейшим элементом системы проведения экспертизы промышленной безопасности, с целью обеспечения технической безопасности на строительных и производственных объектах. За последние годы в мире НК развивается быстрыми темпами во всех своих составляющих, включая развитие новых методов и методик, создание более совершенной техники, базирующейся на достижениях электроники и вычислительных устройств, повышении требований к учебным центрам повышения квалификации и к персоналу в области НК.

Эффективность и надёжность результатов НК достигается путём комплексного подхода к его организации и проведения, а именно, созданием системы НК, направленной на обеспечение качества подготовки персонала, повышения уровня применяемых методических документов, организации процесса контроля состояния и технического уровня используемых средств измерений. Система НК, ее научно-технические и методические основы, применяемые методы и процедуры проведения контроля должны постоянно совершенство-ваться путем повышения технического уровня средств неразрушающего контроля, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, их метрологического обеспечения. Совершенствоваться должны методики испытаний и процедуры оценки технической компетентности лабораторий (центров); процедуры подготовки персонала, лабораторий (центров);

Одной из общих задач предлагаемой проблемы, вытекающей из Концепции формирования и развития системы НК [1], является проведение анализа и исследований, направленных на изучение состояния:

- организационно-методического и научно-технического обеспечения системы НК;

- подготовки, переподготовки и повышение квалификации, оценка и подтверждение соответствия персонала в области НК;

- оценки и подтверждение компетентности лабораторий (центров);

- технического уровня и применяемых нормативно-правовых и организационно – мето-дических  документов, гармонизированных с  международными требованиями;

- метрологического обеспечения и практического применения средств НК;

- реализации правил и процедур системы НК с учетом требований и критериев между-народных стандартов по НК;

- обеспечения условий международного признания результатов НК.

Проведенные исследования состояния системы неразрушающего контроля Республики Узбекистан позволили определить основные направления работ по её совершенствованию.

Установлено, что в настоящее время Республики Узбекистан действует порядка
30 аккредитованных лабораторий НК, и неизвестное количество неаккредитованных.

Количество лабораторий НК, имеющих Разрешение ГИ «Саноатгеоконтехназорат», также не известно, хотя имеется законодательное требование ПКМ РУз. № 360 [2] размещать реестр выдаваемых разрешений на сайте Государственной инспекции в открытом доступе.

Согласно Закону РУз «Об оценке соответствия» [3] персонал органов по оценке соответствия (в данном случае, лабораторий НК) должен быть сертифицирован. Одним из основных условий допуска специалиста к сертификации является прохождение им специального обучения, соответствующего требованиям Oz’DSt ISO 9712 [4].

Рост  количества  аккредитованных  лабораторий  по  неразрушающему  контролю представлен на  рисунке 1.

Рис. 1. Рост количества аккредитованных лабораторий НК

В настоящее время подготовку персонала в сфере НК проводят организации:

  1. УЦ НК при ПО «НМЗ» ГП НГМК, учебные программы, оснащение и преподавательский состав которого соответствует требованиям O’z DSt ISO 25107 [5] и O’z DSt ISO 25108 [6]. Он имеет свидетельство «О признании» от международного Центра «Качество», Москва, поскольку в качестве преподавателей привлекаются сертифицированные работники ЦЛНК ПО «НМЗ» (специалисты 2-3 уровня), и оснащенность УЦ отвечает требованиям вышеуказанных стандартов ИСО.
  2. Центр «Амалий НУР» в городе Чирчик, имеет лицензию КМ РУз на проведение обучения. Программы проведения обучения не соответствуют требованиям O’z DSt ISO 25107, соответствие оснащения и преподавательского состава этому стандарту – не подтверждены. От заключения соглашения с ОСПНК об одобрении (что требуется по O’z DSt ISO 9712 [4]) отказываются.
  3. ГУ «Научно-исследовательский институт стандартизации, сертификации и технического регулирования» не имеет преподавателей по методам НК с соответствующим уровнем образования и не оснащен учебными средствами измерений, образцами по НК.

В Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта и Ташкентском политехническом институте студентам даются поверхностные знания по основам неразруша-ющего контроля. В Ташкентском машиностроительном колледже имеется специальность «Контролер сварных соединений». Однако задача подготовки квалифицированных инженеров по НК этими учебными заведениями не решается.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 440 от 28.05.2019 г [7] в качестве одной из основных задач Концепции развития и совершенствования системы обеспечения единства измерений на период 2019-2023 годы определила «Формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научной деятельности в области обеспечения единства измерений».

Система неразрушающего контроля базируется на:

- законодательной и нормативно-правовой основе, гармонизированной с правилами, процедурами системы НК, с требованиями и критериями международных стандартов по НК;

- высокоточных современных средствах измерений, включая стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов;

- квалифицированном инженерно-техническом персонале, обученном по соответст-вующим методам НК.

Одной из общих задач предлагаемой проблемы, вытекающей из Концепции формирования и развития системы НК [1], является проведение анализа и исследований, направленных на изучение состояния:

- организационно-методического и научно-технического обеспечения системы НК;

- подготовки, переподготовки и повышение квалификации, оценка и подтверждение соответствия персонала в области НК;

-  оценки и подтверждение компетентности лабораторий (центров);

- технического уровня и применяемых нормативно-правовых и организационно-методических документов, гармонизированных  международными требованиями;

-  метрологического обеспечения и практического применения средств НК;

- реализации правил и процедур системы  НК  с  учетом  требований  и  критериев международных стандартов по НК;

-  обеспечения условий международного признания результатов НК.

Вопросы подготовки кадров и требований к их квалификации и сертификации, а также к учебным и экзаменационным центрам, приведены соответственно в стандартах Республики Узбекистан. Однако, из-за недостаточного количества оснащенных учебных центров по НК, квалифицированного преподавательского состава 2-3 уровня по методам НК, отсутствия стандартов терминов по НК на государственном языке и соответственно отсутствие учебной литературы по методам НК на государственном языке эти вопросы не решаются на должном уровне.

Оснащенность лабораторий НК в ряде случаев крайне низкая, имеющееся в лабораториях оборудование физически и морально устарело, расходных материалов не хватает. Они не укомплектованы квалифицированными кадрами, в том числе инженерами по НК.

В республике отсутствует головная организация, уполномоченная и ответственная за функционирование и развитие системы НК. В связи с этим системный подход к построению и развитию системы НК в республике отсутствует, система НК не только не развивается, но и деградирует по отдельным вопросам.

Функции Главного Центра Республики Узбекистан приказом директора Агентства «Узстандарт» возложены на ГП «УзНИМ», но в нем отсутствует какое-либо подразделение, укомплектованное специалистами по НК.

Имеющийся интернет-ресурс (сайт УзОНК и форум) специалистов по НК для вопросов/ответов () нуждается в содействии профессиональной IT организации.

Нормативная база в сфере НК не упорядочена: имеется ряд устаревших неотмененных стандартов, действует ряд межгосударственных стандартов, введены ряд ИСО стандартов и дублирующих стандартов России..

Имеются недостатки в законодательной базе НК, например, «Положение о сертификации персонала» МЮ № 2748 [8]  в  ряде  пунктов  противоречащих требованиям O’z DSt ISO 9712 [4]; в Правилах по безопасности (ПУБЭ) требования по НК почти не прописаны; в законе «Об оценке соответствия» не упоминается, и в подзаконных актах не описана процедура одностороннего признания международных сертификатов квалификации персонала. В итоге персонал по акусто-эмиссионному, тепловому, вибродиагностическому, тензометрическому и другим методам НК в республике негде сертифицировать, но и нельзя признать международные сертификаты специалистов, что неизбежно приводит к допуску персонала  неподтвержденной квалификации к контролю опасных производственных объектов. Пример: Акустико-Эмиссионный контроль автомобильных газовых баллонов.

Отсутствует возможность государственной поверки оборудования по ряду современ-ных методов НК, например, по тепловому методу, по методу механических напряжений, фазированными решетками и др.. Отсутствуют организации по ремонту и обслуживанию имеющихся в лабораториях средств измерений.

Инспекционный контроль в аккредитованных лабораториях НК проходит формально, все внимание обращается только на документацию по системе качества, а улучшения основной деятельности лаборатории НК не происходит отсутствием квалифициро-ванных специалистов по НК в назначаемых инспекционных комиссиях. Также экспертиза документов лабораторий НК с целью их последующей аккредитации поручается специалистам по системе качества, не владеющим спецификой НК.

В лабораториях нет профессиональных инженеров по НК, так как их в республике не готовят. Прохождение 2-3 недельных курсов дает только базовые знания по методам НК. После обучения, в случае отсутствия постоянной корректировки со стороны инженера по НК, в работе дефектоскопистов день за днем накапливаются упрощения или нарушения технологии контроля. В результате этого случаются ошибки, зачастую очень серьезные, грозящие аварией на объекте. Руководителем лаборатории по НК должен быть специалист с высшим образованием, согласно требованиям законодательства. И это образование должно соответствовать характеру выполняемой работы.

В связи с изложенными причинами, возможны негативные последствия на объектах НК. из-за наличия перечисленных проблем.

В республике строятся крупные инвестиционные объекты нефтегазовой, химической, энергетической, автомобилестроительной отраслей промышленности, построены скоростные железнодорожные линии. В ближайшее время планируется начать развитие атомной энергетики, авиа-космической промышленности. Все эти направления не возможны без проведения качественного и достоверного контроля неразрушающими методами на стадии строительства, и надежного мониторинга технического состояния на стадии эксплуатации. Цена ошибки контролера на таких объектах может быть очень велика, от крупных финансовых потерь, экологических инцидентов до человеческих жизней.

На сегодняшний день в инвестиционных проектах распространена практикапривлечения иностранных специалистов, на это затрачиваются значительные валютные средства, а система НК республики не развивается.

В большинстве имеющихся в республике лабораторий, инженерно-технических работников по НК нет, квалифицированных дефектоскопистов недостаточно, оборудование устаревшее, регулярных поставок расходных материалов для НК нет, обслуживание и ремонт оборудования не обеспечивается. Работа таких лабораторий чревата серьезными ошибками.

Пути улучшения функционирования системы НК

При содействии международных инвесторов, имеющих крупные инвестиционные проекты в Узбекистане, (Росатом, Лукойл, Хундай, Самсунг и пр) имеет смысл рассмотреть вопрос создания и/или оснащения учебных центров по НК.

Для подготовки инженерно-технических кадров по НК – направить предложение в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о необходимости подготовки в республике инженерных кадров по НК. На начальном этапе привлекать преподавателей из специализированных ВУЗов России, одновременно проводя необходимую переподготовку имеющегося профессорско-преподавательского состава близкого к НК профиля. Приобрести необходимые учебные программы и учебные материалы.

Для поверки приборов по НК – рекомендовать ГП «Узбекский национальный институт метрологии» создать специализированные поверочные лаборатории по поверке средств НК.

Для объективности проведения инспекционного контроля в лабораториях НКв состав комиссий проведения инспекционного контроля и по аккредитации обязательно вводить сертифицированных специалистов НК уровня квалификации 3 или 2. Ввести в практику обязательное привлечение сертифицированных специалистов НК к экспертизе документов лабораторий, претендующих на аккредитацию.

Для руководства системой НК – создать при ГК «Госкомпромбез», Агентстве «Узстандарт», Министерстве ЧС или другой государственной структуре Головной орган по НК, законодательно закрепив за ним обязанности и ответственность за развитие и функционирование системы НК в республике, наделив его необходимыми правами. Рекомендовать ему привлекать УзОНК для обсуждения вопросов и совместной деятельности.

Для информационного обеспечения – развивать информационные ресурсы, а именно: сайт УзОНК, форум специалистов НК, перекрестные ссылки с другими сайтами (Агентства «Узстандарт", ГИ «Саноатгеоконтехназорат» и другие). Размещать на сайте УзОНК электронные версии журналов по НК, имеющейся в открытом доступе технической литературы по НК, новых документов в области НК, доступных для приобретения.

Для развития нормативной базы для НК создать при Агентстве «Узстандарт» рабочую группу по НК, по примеру подобной практики в МГС, ИСО, Росстандарт и других; провести пересмотр организационных стандартов O‘z DSt 20.201 [9], O‘z DSt 20.202 [10], O‘z DSt 20.203 [11], O‘z DSt 20.204 [12], O‘z DSt 20.205 [13] с целью актуализации нормативной базы НК; активизировать разработку словарей терминов по методам НК на государственном языке; провести анализ введенных одномоментно в прошедшем году стандартов ИСО и ГОСТ Р, для определения недостающих условий для их внедрение в республике (стандартные образцы, методики поверки, поверочное оборудование).

Следует отметить, что в рамках выполнения работы по НТП А3-016 [14]  в 2017 году были выпущены узбекско-англо-русский словарь терминов по неразрушающему контролю [15] и учебное пособие на государственном языке (для удобства пользования в кириллице и  латинском алфавитах (по 200 экземпляров) [16]. Книга является пособием для изучения основ методов персоналу неразрушающего контроля, студентами высших учебных заведений и учащимися профильных колледжей. Весь тираж данного пособия имеется в НИИСМС.

В ней изложены основные методы неразрушающего контроля сварных соединений широко применяемых в промышленности неразрушающие методы обнаружения и идентификации дефектов (внутренних и поверхностных), приведены сведения об оборудовании и аппаратуре, организации технического контроля на производстве, описаны дефекты сварных швов и соединений.

До настоящего времени в нашей стране публиковались отдельные работы в данном направлении, но они все не учитывали имеющихся достижений в этой области. При составлении названного пособия авторами использованы материалы наиболее современных источников информации, таких как журнал «Территория NDT», в котором отражаются последние достижения неразрушающего контроля. Лаборатории, центры неразрушающего контроля и обучающиеся студенты, учащиеся профильных колледжей, благодаря настоящему пособию, смогут свободно ориентироваться в потоке информации по данной тематике.

Ни один экземпляр данного пособия, к сожалению, не реализован бывшим институтом НИИСМС.

В рамках выполнения работы по НТП БВ-Атех-2018-(84+83) [17] подготовлен к утверждению и направлен на утверждение проект Государственного стандарта Республики Узбекистан «Система испытаний продукции. Контроль неразрушающий. Ультразвуковой контроль. Термины и определения». В стандарте приведены основные термины, применяемые в методах ультразвукового контроля при проведении неразрушающего контроля. Приведённые термины согласуются с международными, и могут применяться без дополнительных пояснений в стандартах на конкретные методы ультразвукового контроля.

Применение общепринятой терминологии является одним из условий международного обмена технической информацией, позволяющей преодолевать технические барьеры в производстве товаров и решении задач международной торговли.

 Словарь составлен с применением терминов, приведённых в международных стандартах системы ISO.

Для развития законодательной базы в сфере НК в целях содействия безусловному признанию зарубежными партнерами результатов НК, выполненных в Узбекистане, необходимо внести изменения в «Положение о порядке сертификации специалистов, претендующих на участие в области оценки соответствия в качестве персонала», МЮ № 2748 [8], с учетом требований международного стандарта O’z DSt ISO 9712.

Разработать и утвердить временную процедуру одностороннего признания сертификатов персонала НК, выданных зарубежными органами, для методов НК и профессий, возможность сертификации по которым в Узбекистане отсутствует.

В области законодательства имеется еще одна проблема: Сегодня некоммерческие учебные центры (НОУ) аккредитуются в Государственном Тестовом центре, затем получают лицензию Кабинета Министров на образовательную деятельность. Такую лицензию на неразрушающий контроль получили уже 3 центра: «Амалий НУР» в Чирчике, «Ход Макс» и «НТЦ Спектр» в г. Ташкенте. При этом тестовый центр следует своей процедуре, без   учета   требований к УЦ НК в O’z DSt ISO 9712,  O’z DSt ISO 25107  и  O’z DSt ISO 25108, действующих в Узбекистане. Процедура в ГТЦ общая, для компьютерных курсов, или иностранных языков, или кулинарных и т.д.

В итоге не получается признать эти курсы обучения, а значит допустить специалистов к сертификации. Возникает дилемма - Кабинет Министров их признает соответствующими требованиям, а Орган по сертификации персонала НК – нет. И эти учебные центры (УЦ) не хотят понимать, что лицензия означает разрешение обучать чему-то, но не гарантирует соответствия обучению требованиям стандартам ИСО.

Кроме того, действует Oz’DSt 20.204, в котором тоже установлены требования к УЦ НК. Необходимо обязать Тестовый Центр при оценке соответствия УЦ НК соблюдать требования действующих в Узбекистане государственных стандартов.

Библиография

1. Концепция формирования и развития системы неразрушающего контроля в Республике Узбекистан. Приложение № 3 к Постановлению КМ РУз № 271 от 10.12.2008 г.

2. ПКМ РУз. № 360 от 06.06.2017г.  Об утверждении Положений о порядке прохождения разрешительных процедур в области недропользования, опасных работ, производства, оборота опасных товаров и веществ, взрывчатых материалов и иных сферах.

3.   Закон об оценки соответствия

4.   O’zDSt ISO 9712:2012. Non-destructive testing -- Qualification and certification of NDT personnel.

5.   O’zDSt ISO 25107:2006.  Non-destructive testing -- Guidelines for NDT training syllabuses.

6.  O’zDSt ISO 25108:2006. Non-destructive testing -- Guidelines for NDT personnel training organizations.

7. ПКМ РУз. № 440 от 28.05.2019 г. Об утверждении Концепции развития и совершенствования Национальной системы  обеспечения  единства  измерений  на период 2019 – 2023 годы

8.   Положение о сертификации персонала» МЮ № 2748

9.   O’z DSt 20.201:  Система испытаний продукции Республики Узбекистан….

10. O’z DSt 20.202:   Система испытаний продукции Республики Узбекистан….

11. Oz’DSt 20.203:2007.  Система испытаний  продукции  Республики  Узбекистан. Контроль неразрушающий. Подготовка и сертификация персонала. Общие требования.

12. Oz’DSt 20.204:2002. Система испытаний продукции Республики Узбекистан. Контроль неразрушающий. Требования к учебным и экзаменационным центрам.

           13. Oz’DSt 20.205:2008. Система испытаний продукции Республики Узбекистан. Контроль неразрушающий. Инструкции и методики контроля объектов. Построение, оформление, аттестация, утверждение и регистрация.

  1. НТП А3-016 «Исследование состояния системы неразрушающего контроля Республики Узбекистан и её развитие с учётом международной практики»

15. Oz’DSt 20.203:2007.  Система испытаний  продукции  Республики  Узбекистан. Контроль неразрушающий. Термины и определения.

  1. .  М.А. Абралов, М.м. Абралов, Е.А. Азизова, Б.х. Маджидов, Л.П. Ким, М.Р. Жабборов  «Пайванд бирикмаларининг путур етказмасдан текшириш усулларининг асослари», г Ташкент 2017.

17. НТП БВ-Атех-2018-(84+83) «совершенствование сучётом международныхтребований.Обеспечение единства и требуемой точности измерений с целью совершенствования методов контроля и повышения качества и безопасности продукции».

            18. Основы методов неразрушающего контроля сварных соединений

 

Назад